А вы задумывались над фразой «Отказали тормоза»? К сожалению она часто звучит в протоколах о ДТП. И последствия, зачастую, очень плачевные. Причем не только для владельца автомобиля.
Причин «отказа» может быть много:
- не качественные или стершиеся тормозные колодки;
- заклинившие механизмы тормозов;
- поврежденные тормозные шланги.
Эти причины видимые. И часто их можно устранить при появлении.
Но бывает, что педаль тормоза просто проваливается в пол. И с этим трудно что-либо сделать. А виной этому причина, о которой мы часто не задумываемся. Тормозная жидкость!
Если квалифицированные механики вам только что поменяли жидкость в тормозной системе, грамотно и по инструкции «прокачав» тормоза — вам не о чем беспокоиться! Она исправно работает, помогая с минимальными усилиями остановить автомобиль или мотоцикл. Но со временем тормозная жидкость «устает» и риск отказа тормозов повышается. Давайте разберемся почему.
Почему именно жидкость?
Если вспоминать физику, то большинство жидкостей, практически не сжимаемы. И эти свойства жидкости позволяют практически мгновенно передавать давление. В нашем случае от педали тормоза к тормозным колодкам. Но автомобили эксплуатируются в разных климатических условиях. Тормоза должны работать и при -50°С — если вы на крайнем севере. И при +180°С, когда диски и колодки раскалены на горном серпантине.
При всех этих условиях, тормозная жидкость должна остаться ЖИДКОСТЬЮ.
Если тормозная жидкость замерзла — то вы попросту не нажмете на педаль и тормозов не будет.
Если тормозная жидкость закипела — то появились пары. А пар, воздух, и любой газ — очень хорошо сжимается и педаль тормоза проваливается в пол.
Тормозную жидкость изготавливают на основе гликоля. Чтобы она выдерживала такой большой разброс температур. Но, к сожалению, этот материал очень хорошо впитывают воду. Как говорят физики — гигроскопичен. Во влажном климате, таком как у нас в Сочи, вода попадает в тормозную жидкость достаточно быстро.
И что происходит?
Во-первых начинается коррозия внутри тормозной системы.
Во-вторых — при температуре ниже 0°С вода в тормозной жидкости замерзает и кристаллики льда мешают торможению.
И в-третьих вода начинает кипеть. А как мы говорили выше — это приводит к пропаданию тормозов.
Температура закипания современных тормозных жидкостей от 230°С. Но при содержании уже 3.5% воды, эта температура опускается до 155°С. А это уже серьезный риск на горных серпантинах и при условиях частых торможений.
Компания Motul выпускает 4 вида тормозных жидкостей, превышающих по основным характеристикам современные стандарты.